Гидравлическая система тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82

02.10.2025
Гидравлическая система тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 - 1
Гидравлическая система позволяет трактору работать с тяжелым навесным, прицепным оборудованием, выполнять задачи от вспашки поля до погрузки материалов. В моделях Минского тракторного завода, таких как МТЗ-80 или МТЗ-82, используется раздельно-агрегатная гидравлика. Этот тип системы зарекомендовал себя как исключительно надежный, ремонтопригодный, а также простой в обслуживании. Понимание ее устройства, принципов работы и правил эксплуатации поможет максимально эффективно использовать потенциал техники, избегая дорогостоящих простоев.

Устройство и принцип функционирования гидросистемы

Ключевой особенностью раздельно-агрегатной системы является то, что все ее основные узлы представляют собой самостоятельные, отдельные агрегаты. Они соединены между собой прочными трубопроводами, шлангами высокого давления. Такая компоновка значительно упрощает диагностику, ремонт или замену любого элемента.

Основными компонентами гидросистемы трактора Беларус являются:

  • Насос НШ-32. Шестеренчатый насос является сердцем всей системы. Его задача – забирать рабочую жидкость из бака, затем подавать ее под высоким давлением в систему. Приводится в действие от двигателя трактора.
  • Распределитель Р80-3/1-222. Этот узел можно назвать мозговым центром. Он принимает поток масла от насоса, после чего направляет его к исполнительным механизмам – гидроцилиндрам. С помощью рычагов управления оператор задает распределителю команду.
  • Гидроцилиндры. Исполнительные механизмы, которые преобразуют давление масла в механическое усилие. Основной задний цилиндр (ЦС-100) отвечает за подъем, опускание задней навески. Выносные цилиндры используются для управления рабочими органами прицепных или навесных машин.
  • Гидробак. Емкость для хранения гидравлической жидкости. Бак не просто резервуар — в нем масло отстаивается от примесей, охлаждается, также из него удаляется попавший воздух.
  • Фильтр. Важнейший элемент, защищающий систему от преждевременного износа. Он задерживает продукты износа (металлическую стружку), частицы грязи, пыль, которые могут попасть в масло. Своевременная замена фильтра — залог долгой жизни насоса, распределителя.
  • Силовой (позиционный) регулятор. Специальное устройство, которое позволяет автоматизировать работу навесного оборудования, например, плуга. Он помогает поддерживать заданную глубину обработки почвы независимо от рельефа поля.
  • Магистрали и соединительные шланги. Артерии, по которым течет рабочая жидкость под давлением между всеми компонентами системы.
Гидравлическая система тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 - 2
Принцип работы прост. Двигатель вращает насос НШ-32, который создает поток масла. Оно проходит через фильтр, затем поступает в распределитель. Тракторист, двигая рычаг в кабине, перемещает золотник внутри распределителя. Золотник открывает или закрывает каналы, направляя поток рабочей жидкости в нужную полость гидроцилиндра. Шток цилиндра выдвигается или втягивается, приводя в движение навесное устройство. Отработанная жидкость из другой полости цилиндра возвращается через распределитель обратно в бак на очистку, охлаждение.

Навесная гидросистема трактора: режимы работы и регулировка

Эффективность трактора напрямую зависит от правильного использования его навесной гидросистемы. Она позволяет не просто поднимать или опускать орудие, но также точно контролировать его положение относительно трактора, почвы. Гидросистема трактора МТЗ-82 предоставляет оператору несколько режимов регулировки.

Позиционное регулирование

Этот режим используется, когда важно поддерживать постоянную высоту навесного орудия над поверхностью земли. Например, при опрыскивании, разбрасывании удобрений или при транспортных переездах. Оператор задает нужную высоту рычагом, а система автоматически ее поддерживает.

Силовое регулирование

Ключевой режим для почвообрабатывающих операций (вспашка, культивация). Здесь система реагирует не на высоту, а на тяговое сопротивление орудия. Если, например, плуг углубляется в более плотный грунт, сопротивление возрастает. Силовой регулятор это чувствует, затем дает команду гидроцилиндру слегка приподнять плуг, чтобы сохранить тяговое усилие постоянным. Это предотвращает пробуксовку колес, экономит топливо, обеспечивает равномерную глубину вспашки.

Смешанное регулирование

Комбинированный режим, который использует элементы как силового, так и позиционного контроля. Он обеспечивает оптимальный баланс между точным копированием рельефа, поддержанием постоянной нагрузки на трактор. 
Правильная настройка этих режимов позволяет добиться максимальной производительности, снизить износ техники, а также повысить качество агротехнических работ.
Давление в гидросистеме и требования к маслу
Гидравлическая система тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 - 3
Стабильность работы всех механизмов гидросистемы напрямую зависит от двух факторов: рабочего давления и качества гидравлического масла.
Номинальное давление в гидросистеме трактора МТЗ-80/82 составляет 16 МПа (примерно 160 кгс/см²). Именно это значение обеспечивает необходимое усилие для подъема тяжелых сеялок, плугов или погрузочного оборудования. Максимальное давление, на которое настроен предохранительный клапан распределителя, составляет 20 МПа. Срабатывание этого клапана защищает шланги, уплотнения, другие элементы от разрушения при пиковых нагрузках.
Выбор и своевременная замена масла имеют решающее значение для долговечности системы. Нельзя недооценивать важность этого компонента.

  • Требования к маслу. Оно должно обладать стабильной вязкостью в широком диапазоне температур, иметь хорошие смазывающие, антикоррозионные свойства, а также быть устойчивым к окислению, пенообразованию.
  • Рекомендованные марки. Для гидравлики МТЗ рекомендуется использовать гидравлические масла марок М-10Г2к, М-10ДМ в летний период, а также М-8Г2к, М-8ДМ в зимний. Допускается использование универсальных моторно-трансмиссионных масел, соответствующих спецификациям.
  • Последствия использования некачественного продукта. Загрязненное или отработавшее свой ресурс масло превращается в абразивную смесь. Она вызывает ускоренный износ насоса, золотников распределителя, уплотнений цилиндров. Это ведет к падению давления, утечкам, полному отказу системы. Попадание воды в гидробак вызывает коррозию, а при низких температурах может привести к разрыву магистралей.
Регулярно проверяйте уровень масла в баке. Замену жидкости и фильтрующего элемента следует производить строго по регламенту, указанному в инструкции по эксплуатации трактора. Обычно это делается через каждые 1000 моточасов работы.
Основные неисправности гидросистемы и методы их устранения
Гидросистема тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 достаточно вынослива, однако со временем могут возникать неполадки. Знание их причин поможет быстро диагностировать, устранить проблему.


Проблема

Вероятные причины

Рекомендации по устранению

Навесное устройство не поднимается или поднимается очень медленно

1. Критически низкий уровень масла в баке

2. Сильный износ шестерен насоса

3. Засорен фильтр гидросистемы

4. Неправильно отрегулирован предохранительный клапан

5. Внутренние перетечки рабочей жидкости из-за износа уплотнений

1. Проверить уровень масла по щупу, долить до нормы

2. Диагностировать насос, при необходимости заменить

3. Заменить фильтрующий элемент

4. Проверить и отрегулировать клапан на стенде

5. Провести диагностику распределителя и гидроцилиндров, заменить изношенные уплотнения

Самопроизвольное опускание поднятого орудия

1. Износ уплотнительных манжет поршня или штока в гидроцилиндре

2. Износ золотниковой пары в распределителе

1. Заменить ремкомплект гидроцилиндра

2. Диагностировать распределитель, при значительном износе – заменить узел в сборе

Рывки при работе, вспенивание масла в баке

1. Нарушение герметичности всасывающей магистрали (от бака к насосу)

2. Износ уплотнения на валу насоса

3. Низкий уровень масла, приводящий к захвату воздуха

1. Проверить и подтянуть все соединения на всасывающей магистрали, заменить поврежденные шланги

2. Заменить уплотнительную манжету (сальник) насоса

3. Долить масло до необходимого уровня

Перегрев гидравлического масла

1. Длительная работа в режиме перегрузки (срабатывает предохранительный клапан)

2. Сильное загрязнение или забит фильтр

3. Недостаточный уровень гидравлической жидкости в баке

1. Избегать работы в режимах, вызывающих постоянное срабатывание клапана

2. Заменить масло и фильтрующий элемент

3. Проверить и поддерживать нормальный уровень масла


Надежная и исправная гидросистема трактора Беларус — залог его высокой производительности. Регулярное техническое обслуживание, использование качественных запчастей, рекомендованного масла являются лучшей инвестицией в безотказную работу вашей техники на долгие годы. Для подбора оригинальных комплектующих, получения профессиональной консультации по ремонту, а также обслуживанию гидросистемы вашего трактора обращайтесь к специалистам компании «МТЗ-Сибирь». Мы поможем обеспечить стабильную, эффективную работу вашей техники в любых условиях.